Information
Equipo Nizkor
        Bookshop | Donate
Derechos | Equipo Nizkor       

12янв16

English | Français | Español


Мнение Кубы о заседании Совета Безопасности по вопросу об ответственности по защите и негосударственных субъектах, проведенном по формуле Аррии 14 декабря 2015 года


Организация Объединенных Наций
Совет Безопасности

S/2016/29

Distr.: General
12 January 2016
Russian
Original: Spanish

Идентичные вербальные ноты Постоянного представительства Кубы при Организации Объединенных Наций от 8 января 2016 года на имя Генерального секретаря и Председателя Совета Безопасности

Постоянное представительство Кубы при Организации Объединенных Наций свидетельствует свое уважение Генеральному секретарю и Председателю Совета Безопасности и имеет честь настоящим препроводить мнение Кубы о заседании Совета Безопасности по вопросу об ответственности по защите и негосударственных субъектах, проведенном по формуле Аррии 14 декабря 2015 года (см. приложение).

Постоянное представительство Кубы просит распространить настоящую вербальную ноту и приложение к ней в качестве документа Совета Безопасно-сти.


Приложение к идентичным вербальным нотам Постоянного представительства Кубы при Организации Объединенных Наций от 8 января 2016 года на имя Генерального секретаря и Председателя Совета Безопасности

Мнение Кубы о заседании Совета Безопасности по вопросу об ответственности по защите и негосударственных субъектах, проведенном по формуле Аррии 14 декабря 2015 года

Вопросы, связанные с темой «ответственность по защите», рассматриваются Генеральной Ассамблеей. По мнению Кубы, Генеральная Ассамблея является единственным органом Организации Объединенных Наций, допускающим транспарентные, инклюзивные обсуждения, в которых должным образом учитываются позиции и законные опасения всех государств-членов относительно того или иного вопроса, который имеет последствия для всех.

Вопрос ответственности по защите по-прежнему вызывает серьезные сомнения у многих стран, прежде всего у небольших развивающихся государств, по причине отсутствия консенсуса и определений, касающихся различных аспектов данной концепции, которая легко может стать объектом манипуляций для до стижения политических целей.

Прежде чем применять концепцию «ответственности по защите», крайне важно, чтобы Генеральная Ассамблея достигла консенсуса в отношении ее сферы охвата и последствий, устранила разногласия по поводу ее толкования, обеспечила ее всеобщее признание и принятие и придала легитимность действиям, предлагаемым для ее осуществления.

Международный консенсус по данному вопросу ограничивается пунктами 138 и 139 резолюции 60/1 Генеральной Ассамблеи, озаглавленной «Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года». Было бы неправильным утверждать, что принцип ответственности по защите был принят в этом документе. Эта ответственность представляет собой не принцип, а концепцию, до определения и согласования характеристик, правил применения и механизмов оценки которой еще далеко. В вышеуказанной резолюции признается лишь, что каждое государство обязано защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности и что международное сообщество должно содействовать и помогать государствам в выполнении этой обязанности.

Преступления, перечисленные в пунктах 138 и 139 резолюции 60/1 Генеральной Ассамблеи, должны предотвращаться, пресекаться и отвергаться всеми государствами независимо от того, совершаются ли они в ходе внутренних вооруженных конфликтов в развивающихся странах или, как это происходит в последнее время, в результате действий оккупационных сил, правоохранительных органов либо вооруженных сил развитых стран. На сегодняшний день надежда на достижение этого равновесия, которое может поддерживаться лишь менее предвзятым мировым сообществом и более демократичной Организацией Объединенных Наций, остается призрачной.

Международные усилия, направленные на предупреждение этих преступлений, должны способствовать укреплению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права, в частности принципов суверенного равенства, территориальной целостности и права на самоопределение. Однако неопределенность, присущая концепции ответственности по защите и связанная с последствиями осуществления ее трех основных элементов, противоречит таким целям и принципам. Таким образом, следует признать примат принципов добровольного принятия, предварительного обращения с просьбой и выражения согласия государствами в отношении ответственности по защите.

Кроме того, совершаются попытки распространить сферу охвата концепции ответственности по защите на ситуации, не предусмотренные в Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года. Следует подчеркнуть, что эта концепция относится исключительно к актам геноцида, военным преступлениям, этническим чисткам и преступлениям против человечности.

Также предлагаются неоднозначные термины, которые не были включены в Итоговый документ и которые не охватываются тем минимальным консенсусом, которого удалось достичь относительно концепции ответственности по защите. В качестве примеров можно привести такие термины, как «жестокие преступления», «факторы риска» и «неизбежные риски», которые механизмам и структурам Организации Объединенных Наций, отвечающим за их определение и классификацию, еще предстоит уточнить и согласовать.

Еще одним поводом для беспокойства является отсутствие ясности в отношении того, кто решает, когда возникает необходимость обеспечить защиту; кто определяет, что то или иное государство не в состоянии защитить свое население; кто решает, какие меры необходимо принять, и на основании каких критериев принимается это решение; а также как не допустить злоупотребления этим вопросом в интервенционистских целях. Не ясно, как при принятии мер можно гарантировать, что соответствующее государство изъявило на то свое согласие, для того чтобы не допустить использования этой концепции в качестве оправдания применению мнимого, несуществующего «права на вмешательство».

Предоставление таким органам, как Совет Безопасности, не относящихся к ним функций недопустимо. Так же неприемлемы попытки по-новому истолковать закрепленную в Уставе Организации Объединенных Наций концепцию коллективной безопасности, которая была разработана исключительно в контексте угрозы международному миру и безопасности в целях защиты государства от внешней агрессии.

Многие из тех, кто с энтузиазмом выступает за расширение сферы охвата концепции ответственности по защите даже в отсутствие консенсуса, не настаивают столь же убежденно на том, что необходимо в срочном порядке изучать и устранять коренные причины подобных ситуаций, такие как низкий уровень развития и нищета, и не занимаются решением структурных проблем, вызывающих конфликты, которые зачастую перерастают в экстремальные ситуации.

В этой связи вызывает обеспокоенность тот факт, что меры, предлагаемые в целях предотвращения и уменьшения опасности совершения преступлений против человечности, в основном касаются политических прав и основных свобод, и что при этом игнорируется ценный вклад различных инициатив, направленных на поощрение экономических, социальных и культурных прав, а также прав человека третьего поколения, например права на развитие.

Стремление сделать все возможное для того, чтобы международное сообщество не оставалось безучастным к геноциду, военным преступлениям, этническим чисткам и преступлениям против человечности, является благородной целью. Однако зачастую продвижение концепции ответственности по защите представляет собой завуалированную попытку пополнить свой арсенал еще одним инструментом, с помощью которого можно вмешиваться во внутренние дела, содействовать сменам режимов и совершать диверсии в третьих странах, большинство из которых является небольшими развивающимися го -сударствами.


Bookshop Donate Radio Nizkor

State of Exception
small logoThis document has been published on 22Jan16 by the Equipo Nizkor and Derechos Human Rights. In accordance with Title 17 U.S.C. Section 107, this material is distributed without profit to those who have expressed a prior interest in receiving the included information for research and educational purposes.